СФОРМИРУЙТЕ ЗАПРОС
Получите квалифицированную консультацию и расчет.
Отправляя данную форму Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
ПОЗВОНИТЕ НАМ
+7 (383) 312-03-36

Персональные менеджеры по работе с клиентами доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
статья 3

ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА!

О том, как направить силу трения против силы инерции.
В прошлый раз мы с Вами разобрались в том, что такое масса груза и вес, в чем эти понятия схожи, а чем различаются. Это не единственные величины знать и различать которые важно с точки зрения безопасности перевозки и сохранения груза.
Давайте ответим на пару коротких вопросов:
«Почему грузы, в момент транспортировки смещаются, опрокидываются, выпадают из транспортного средства?», «На что направлены усилия в попытках закрепить груз правильно?».

Вспомним закон Ньютона: «После изменения параметров движения тело стремиться сохранить первоначальную скорость и направление движения под воздействием сил и инерции».
Так о каких же силах говорил Ньютон? Давайте разбираться!

1
Сила инерции.
Формула расчета силы инерции выглядит, так:
Сила инерции = Масса х Ускорение или F = m x a.
На груз действуют силы инерции в трех плоскостях - поперечная Fy, продольная Fx и вертикальная Fz. Силы приложены в центре тяжести груза, поэтому так важно уметь определять центр тяжести в момент крепления груза. Для определения величин сил инерции мы будем принимать во внимание североамериканский стандарт.
Итак, согласно североамериканскому стандарту коэффициенты, на которые умножаются вес груза или ускорение силы тяжести, следующие:
  • Продольная сила инерции, действующая по направлению движения транспортного средства - cx = 0,8.
  • Продольная сила инерции, действующая против движения транспортного средства - сx = 0,5.
  • Поперечная сила инерции, действующая по обе стороны груза - cy = 0,5.
  • Вертикальная сила инерции, действующая вверх по отношению к грузу - cz = 0,2.
Как мы видим, наибольшая сила инерции cx = 0,8 действует по направлению движения транспортного средства и возникает в момент экстренного торможения. Не закрепленный груз, в таких случаях смещается по отношению к кабине и переворачивается. Термин «экстренное торможение» встречается в правилах дорожного движения и означает торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости транспортного средства, а значит пренебрегать этим правилом нельзя.
Подготовьте груз и транспортное средство к экстренному торможению - правило №1.
При начале движения транспортного средства и увеличения скорости возникает аналогичная, но меньшая по значению продольная сила инерции, действующая против движения транспортного средства - сx = 0,5. Именно эта сила смещает и опрокидывает последние коробки с грузом, установленные возле дверей.
Закреплять последние места с грузом настолько же важно, как и размещать первые места плотно к передней стенке - правило №2.
Когда транспортное средства совершает поворот или меняет полосу движения, на транспортное средство и размещенный в нем груз действует центробежная сила инерции, иначе поперечная сила, действующая по обе стороны груза - cy = 0,5. Центробежная сила прямо пропорциональна квадрату скорости, а значит снижение скорости вдвое уменьшает центробежную силу в 4 раза! Если Вы транспортируете груз в открытом транспортном средстве, то плохое крепление может не выдержать поперечной силы инерции и груз будет выброшен из транспортного средства.
Важно крепить груз даже если он размещен в центре грузового отсека, для уменьшения воздействия на груз центробежной силы - правило №3.
Беда российских дорог - плохой асфальт, местами отсутствующий, выбоины и ямы. При движении транспортного средства по таким дорогам происходит раскачивание груза вдоль и поперек, а так же его подбрасывание. Это происходит под воздействием вертикальной силы инерции, действующей вверх по отношению к грузу - cz = 0,2. При своей относительно небольшой величине эта сила опасна тем, что снижает сцепление между грузом и настилом грузового отсека, а значит уменьшает силу трения, препятствующую смещению самого груза. Минимизировать воздействие вертикальной силы инерции помогают прижимные ремни, о которых мы обязательно поговорим позже.
Крепить груз методом прижима - важно, особенно если Вы транспортируете груз по российским дорогам - правило №4.
2
Сила трения.
Как мы уже успели заметить, кроме сил воздействующих на смещение груза во время транспортировки действует сила направленная на его удержание - сила трения. Сила трения - союзник в борьбе с силами инерции.
Формула расчета силы трения выглядит, так:
Сила трения = Вес x Коэффициент трения или Ff = µ x Fg.
Верный способ определить коэффициент трения - замерить его. Для этого наклоняйте платформу с грузом до момента соскальзывания. Таким образом:
  • если при высоте края платформы 39 см груз соскальзнет под углом наклона 11,3 градуса, то коэффициенту трения - 0,2;
  • если при высоте края платформы 57 см груз соскальзнет под углом наклона 16,7 градуса, то коэффициенту трения - 0,3;
  • если при высоте края платформы 74 см груз соскальзнет под углом наклона 21,8 градуса, то коэффициенту трения - 0,4;
  • если при высоте края платформы 89 см груз соскальзнет под углом наклона 26,6 градуса, то коэффициенту трения - 0,5;
Чтобы надежно закрепить груз от смещения важно компенсировать средствами крепления разницу между силой инерции и силой трения. Улучшить трение между грузом и поверхностью грузового отсека помогает использование резиновых ковриков.
Определение коэффициента трения позволяет вовремя позаботиться об уменьшении влияния сил инерции - правило №5.
Таким образом, давайте подитожим, чтобы крепление груза было надежным важно учитывать коэффициенты воздействия сил инерции и трения на груз.

В следующей статье мы расскажем о силе крепления, методе крепления прижимом и научим разбираться в прижимных ремнях.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
ИЛИ ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ, СТАТЬИ И ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ!
Мы обещаем делиться только самым интересным и полезным материалом и не использовать Ваш адрес для рассылки коммерческих предложений!